Винницкая область снова «подняла на уши» всю Украину. В этот раз – в культурном смысле. Здесь 4-5 июня на территории Дворца Потоцких в Тульчине отгремел первый в Украине оперный фестиваль под открытым небом OPERAFEST TULCHYN.

Желающих послушать мировые оперные хиты и мюзиклы на openair фестивале собралось более 15 тысяч зрителей из разных городов Украины, а также Израиля и Польши.

Даже спустя две недели после фестиваля зрители продолжают обмениваться впечатлениями, ведь неимоверный восторг от просмотра мировых шедевров: «Кармен», «Призрака оперы», «Танца вампиров», «Алкида», «На РусалчинВеликдень» – испытали действительно все!

О том, как появилась и воплощалась идея такого фестиваля, мы пообщались с его «родителями» – арт-директором Ириной Френкель и режиссером-постановщиком Павлом Третьяковым.

– Расскажите, как начинался OPERAFEST TULCHYN? Как возникла идея этого фестиваля?

Ирина Френкель: Еще осенью, сразу после джазового фестиваля, я встретилась с Валерием Викторовичем Коровием (глава Винницкой облгосадминистрации). В разговоре Валерий Викторович рассказал, что его очень волнует судьба Дворца Потоцких, и нужно что-то такое придумать, чтоб «качнуть» Тульчин, чтоб на него обратили внимание.

Я предложила Валерию Викторовичу провести масштабный фестиваль. Из четырех разных предложенных жанров, он выбрал оперу. Идеей сразу все загорелись, тем более что у Дворца Потоцких огромная история, связанная именно с исполнением опер. Ровно 230 лет назад, в 1787 году, в «тульчинском Версале» был открыт второй, после харьковского, оперный театр в Украине. Этот факт еще раз красноречиво показывает, какую важную роль в те времена играл Тульчин в жизни Украины. Ну, и, естественно, имя Николая Леонтовича – нашего украинского гения, написавшего «Щедрик». В этом году мы с радостью празднуем 140 лет со дня его рождения, а свою прекрасную оперу-феерию «На РусалчинВеликдень» он писал, кстати, именно в Тульчине. Так все паззлы сошлись в единую картину – и, окончательно остановившись на опере, мы приступили к подготовке фестиваля, который сразу совместно с Валерием Коровией решили сделать бесплатным для всех зрителей.

Валерий Коровий, Ирина Френкель, меценат Николай Кучер и почетные гости открыли фестиваль OPERAFESTTULCHYN


– Выбор формата – классическая музыка под открытым небом – достаточно рискованное мероприятие, с учетом того, что у нас в Украине такого нигде не проводят.

Павел Третьяков: Это так, но мы старались все-таки сделать фестиваль нового формата – современный openair. Постарались в нем совместить и классику в ее традиционном виде, и мюзикл, как подвид оперы, и современное визуальное искусство, которое было ярко представлено в проекте «Operalight».

Оперный жанр обязывает к соблюдению определенных традиций, которые сформировались на протяжении веков. Мы обязаны были их придерживаться, поэтому постарались сохранить оперный шик для того, чтобы привлечь знающую публику. Но одновременно использовали различные элементы современных неоперных фестивалей, которые всегда привлекают массовую аудиторию: просторная food-зона, палаточный городок, визуальная часть фестиваля, которая была чудесно представлена в таких огромных проектах, как «Operalight», «Operastars», «Operawindows», «Operaart», «Operafolk»…

И.Ф.Формируя репертуар, мы также постарались представить те оперы, которые практически не ставятся в оперных театрах Украины. Мы ориентировались на то, что слушаем мы и не боялись момента, что люди не знают оперы. Мы должны были подать культурный продукт так, чтобы его захотели слушать – в этом и есть воспитательная функция культурного менеджера, которую по-модному называют audiencedevelopment.

П.Т.Как директор старейшего в Украине джазового фестиваля, скажу: этот путь весьма непростой, но однозначно работающий. Для джазового фестиваля мы с самого начала воспитывали свою публику. Когда на первый фест пришло 75 человек, мы первым делом начали приглашать своих друзей и друзей их друзей, чтобы они пришли на джазовый концерт. В ответ нередко слышали: «Да я не люблю джаз. Да я не знаю и не понимаю эту музыку. Зачем мне туда идти тратить время?!» Но после концерта эти же люди выходили и говорили: «Да я ж это слушаю! Просто для себя не идентифицировал это как джаз». Точно так же и с оперой произойдет. Если мы будем правильно вести эту линию.

Во время фестиваля я случайно услышал разговор двух полицейских, которые охраняли OPERAFEST TULCHYN. Когда заиграла мелодия мюзикла «Призрак оперы», самая знаменитая его тема, один другому сказал: «О! Это же «Призрак оперы». На что второй обрадовался: «Слушай, да мы с тобой еще и в опере разбираемся!»

И.Ф.Да, наверное, впервые мы так массово дали возможность людям услышать не то, что они привыкли слушать. И это важно. Существует стереотип, что современные люди любят только попсу и рок. И вот такие фестивали − оперной, классической, джазовой музыки − формируют интеллектуальную элиту Украины. Чтобы изменить что-то в этой стране, мы не должны следовать ширпотребу, мы должны продуцировать эксклюзивный продукт, который престижно посетить и заинтересовать людей. А особенная ценность нашей программы фестиваля в том, что за два дня было презентовано две украинские оперы! Это еще одна победа! Ведь украинские оперы, к сожалению, не ставятся в оперных театрах, и в этом году впервые мы подняли вопрос, что театры финансируются с госбюджета, но никогда Министерство культуры не делает заказы на постановку украинских опер. А раз этот вопрос уже поднят, значит – это будет делаться. OPERAFEST TULCHYN сделал этот первый толчок: в первый день мы показали «На РусалчинВеликдень» Леонтовича, а во второй – «Алкид» Бортнянского.

Леонтовича называют «украинским Бахом»! Многим трудно представить, на каком мировом бренде у нас «сидит» Тульчин. Тот же «Щедрик», который слушают во всем мире, и который не ассоциируется с Украиной – это большой минус для нашей культурной политики. Очень хорошо, что сейчас об этом вспоминаем и пытаемся забрендировать его, связав с Украиной.

Опера «На Русалчин Великдень» прозвучала на концерте-открытии фестиваля

– Вам удалось пообщаться с местными жителями, которые впервые побывали на таком мероприятии? Ведь оперу Тульчин не слышал никогда, да и большинство жителей Винницы ее не слышали?

П.Т. (улыбаясь) Почему же никогда не слышал? 200 лет назад – постоянно… А если серьезно, то много тульчинцев было задействовано в подготовке фестиваля. Многие увидели важные организационные процессы изнутри и открыли для себя новые формы эффективной работы. Изучаю сейчас фидбэк, который к нам массово вернулся после фестиваля в статьях, репортажах и искренних отзывах людей в социальных сетях. Недавно попал на пост в Фейсбуке, который меня привлек своим заголовком: «Ну что, вы до сих пор не любите оперу?» – и в нем множество фотографий заасфальтированных тульчинских дорог. Наверное, это тоже очень важно и, как минимум, ради этого фестиваль стоило проводить.

И.Ф.Когда я ехала в Киев после фестиваля, оказалась в одном купе с тульчинским зрителем. Перед этим разговаривала с начальником районного управления культуры из Тульчина, которая с утра звонит мне и говорит: «Ирина Владимировна, вы мне сутки не звонили. Мне не хватает ваших звонков…». И тут соседка в купе говорит: «Действительно, Тульчин не был готов. У нас закончилось все: за один день фестиваля пропали все продукты и товары в магазинах!» Мы разговорились с этой молодой девушкой, много обсуждали фестиваль, как его приняли местные жители. Она уверила: «Тульчин гудит до сих пор – настолько классно было! Мы так хотим, чтобы фестиваль повторился». И теперь мы точно знаем, что повторится!

– Сколько, если не секрет, составил бюджет фестиваля?

И.Ф. 400 тысяч гривен из областного бюджета выделили, а наши спонсоры и меценаты – компания «Мироновский хлебопродукт», народный депутат Украины Николай Кучер и Герой Украины Юрий Косюк профинансировали все шоу и спецэффекты, которые стали блистательной изюминкой нашего фестиваля. Именно благодаря меценатам удалось сделать то, что мы не могли изначально профинансировать: экраны на сцену, лазерное и огненное шоу, световые эффекты.

– А сколько это приблизительно?

И.Ф. Не дороже, чем должны стоить эти услуги. Все достаточно экономно – до «Евровидения» очень далеко (смеется). В целом, на сам фестиваль было использовано не очень много денег. Больше было потрачено на то, что должны были делать 25 лет независимости Украины по чуть-чуть, а тут начали за месяц одномоментно в авральном режиме. Очень многое сделали – и оказалось, что можем! Велосипедную дорожку, например, сделали от Дворца Потоцких к центру города, современное освещение территории, электрокабельную разводку. А для палаточного городка нужна была техническая вода и мы хотели поставить водовозку, но потом местные власти подумали: жара, вода будет преть, мало ли что в ней там. И провели водопровод – это ж тоже серьезная вещь! И, конечно, очень важно, что начали частично делать ремонт Дворца.

Меценат фестиваля – народный депутат Украины Николай Кучер

– Как шел подбор программы и артистов?

П.Т. Мы сначала сложили концепт фестиваля. Затем «кубики» − два дневных плюс два вечерних представления, их продолжительность. Добавили ночную программу. Затем составили проектный запрос – нужна украинская и европейская темы. Обязательно настоящая оперная постановка с декорациями, чтобы было все, как полагается. Хотя для фестиваля в стиле openair это очень тяжело, ведь оперные театры практически не выезжают из своих стен. Вот, например, нужна оркестровая яма, где ты ее сделаешь на улице?.. А декорации, которые должны двигаться, меняться и т.д. И, конечно, очень короткие были сроки для того, чтобы вытащить иностранных музыкантов…

30 марта было подписано распоряжение главы Винницкой областной государственной администрации, то есть – принято политическое решение о проведении этого фестиваля. И только после этого можно было переходить к активным действиям.

Подготовительный период, договоры с артистами, разработка концепта. Фестиваль сделали в очень сжатые сроки – 21 апреля провели большую пресс-конференцию с конкретной информацией и продолжали дальше работу. Затем майские праздники, почти две недели… Инфраструктурные и творческие вопросы решались параллельно. «Собрали» фестиваль окончательно в последние дни перед его проведением.

И.Ф.Я хочу отметить, что связи играют важную роль. Огромное количество коллег, которые никогда не слышали о Тульчине, просто соглашались ехать под мое имя. Им было достаточно моего слова, подтверждения, что делать фест будем мы, а значит – это будет качественно. Когда училась в университете в Австрии, я изучала оперный менеджмент и культурную экономику у генерального директора Венской оперы, господина Холлендера. Когда мы уже более-менее собрали концертную программу, чувствовали, что нам чего-то не хватает. Я связалась с ним, отправила ему программу и он сказал: «Вам не хватает хорошего мюзикла!» Я еще тогда удивилась, говорю: «Как мы вообще можем получить право на мюзикл в Тульчине, если фестиваль еще не имеет своей истории?». Да и с мюзиклами мы никогда не были связаны. И тут действительно сработало: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Они мгновенно провели все переговоры за нас. Я только успевала высылать фотографии Дворца Потоцких, потому что они не могли найти в Google, где это вообще находится.

Мы сканировали, скриншоты с карт делали и отправляли… Фактически за 10 дней получили разрешение на исполнение «Танца вампиров». Ноты пришли в Украину 2 мая. А Львовский оркестр во главе с нашим давним другом и коллегой – дирижером Владимиром Сивохипом, совершили невозможное: за месяц (!) сделали мюзикл! За право исполнения мы официально заплатили деньги держателям авторского права. Это дорого, платили за счет спонсорских средств.

Официальная партитура «Танца вампиров» – это три объемных ящика нот. Такое почтой оперативно не доставишь. Поэтому когда один из львовских коллективов был на гастролях в Европе, мы договорились, чтобы эти ноты подвезли к автобусу и таким образом они были оперативно доставлены во Львов.

Заслуженный деятель искусств Украины Владимир Сивохип дирижирует «Танец вампиров» на OPERAFESTTULCHYN

– А кто владелец этой партитуры?

И.Ф. – Австрийское агентство, которое находится в Вене. Они владеют не только «Танцем вампиров», у них еще есть ряд авторских прав на другие мюзиклы. Почему мы остановились именно на «Танце вампиров»? Это, во-первых, сейчас самый популярный мюзикл в Европе. Во-вторых, музыка очень узнаваемая, много европейских синглов исполняется из него. Для меня было открытием, что некоторые из них входят в 10-тку европейского хит-парада. Но почему-то никто не ассоциирует их с самой оперой «Танец вампиров».

– Я слышал там несколько песен рок-дивыБонниТайлер, но на немецком языке…

П.Т.Это нормально. Многие синглы из мюзиклов исполняются популярными артистами, как отдельные произведения.

И.Ф. Впервые мюзикл «Танец вампиров» был поставлен в 2005 году в Варшаве. После этого в 2006 году его забрали немцы и до сих пор они на нем зарабатывают сумасшедшие деньги. Показывают этот мюзикл в больших городах. Он на год заезжает в город-миллионник и туда съезжаются послушать люди со всей округи. Потом едут в следующий город-миллионник… И так он путешествует по Германии, Швейцарии, Австрии. Но все авторские права принадлежат Австрийскому агентству.

А вот «Призраком оперы» владеют англичане, поэтому очень трудно получить права на полное исполнение. Нам удалось получить разрешение на использование 25 минут музыки. И с очень большими ограничениями.

Собственно, нам повезло с получением права исполнить «Танец вампиров». Главным аргументом стало то, что мы не продаем билетов, не имеем коммерческого дохода, поэтому смогли как-то договориться, а вообще, конечно, авторские права стоят очень дорого.

– Вы разнообразили этот мюзикл огненным шоу, и все вышло очень гармонично…

П.Т.А это не запрещено, дополнять можно…

– А как эта идея с дополнением огненного шоу появилась?

П.Т. – В общем-то, спонтанно. Мы искали форму, которая поможет визуализировать эту часть проекта. Люди пришли слушать музыку, но нужно и что-то посмотреть – это же вечер, Дворец Потоцких, луна, вампиры… Нужно было создать что-то магическое, а что может быть более завораживающее, чем огонь?!

И.Ф.Когда мы впервые встретились с нашим меценатом – Николаем Ивановичем Кучером, он сказал: «Скажи, что вы еще хотели бы, но у вас на это нет средств?». Я тогда говорю: «Огненный театр со всеми пиротехническими эффектами». На что он ответил: «Хорошо, давай». Так благодаря его принятому решению мы смогли интегрировать огненный театр в этот процесс.

П.Т.Надо отметить прекрасный театр из Харькова – победители «Украина має талант»! Они работают великолепно!

– А как вам удалось найти спонсора под мероприятие, которое в общем-то ни истории, ни аналогов не имеет?

И.Ф. – (смеется) Все началось с того, что пресс-секретарь фестиваля Валентина Кирильчук отнесла на телеканал «Вінниччина» наш анонсовый видеоролик. И столкнулась там с менеджером «Нашей Рябы». Он увидел этот ролик и говорит: «А почему вы не обратились к нам, ведь для компании «Мироновский хлебопродукт» Тульчин не чужой – там работают подразделения компании. Тут такое событие намечается, а вы нас не приглашаете?»

Собственно с этого все и началось. Потом уже вся цепочка выстроилась. Мы встретились с Николаем Ивановичем Кучером. Причем, надо отдать ему должное: он нас вдохновил тем, что всегда спрашивал, что еще необходимо, что в идеале произвело бы на людей впечатление. Мы все проговорили, что было не предусмотрено бюджетом, выделенным облгосадминистрацией. И очень благодарны, что он нас услышал и мгновенно все профинансировал. Получилось действительно красивое и яркое шоу!

– Кроме Николая Ивановича Кучера на фестиваль приезжали работники «Мироновского хлебопродукта»?

И.Ф. Они приглашали всех своих партнеров, людей, с которыми работают. Нам также повезло пообщаться с этими людьми – настоящими профессионалами своего дела. Большинство были очень удивлены и восхищены, что получился действительно такой классный проект. Вообще я впервые могу говорить о том, что такой шаг «Мироновского хлебопродукта» говорит о социальной ответственности бизнеса. Это классический пример общепринятого поведения в Европе. Ведь вложение денег, по нашим представлениям, в некоммерческие проекты − в данном случае – в оперный фестиваль − демонстрирует социальную ответственность бизнеса. И я уверена, что это хороший и очень яркий пример для всей Украины!


– У фестиваля будет продолжение?

П.Т.Да! Мы уже работаем над OPERAFEST TULCHYN-2018. У Алексея Когана есть хорошая фраза по этому случаю: «Если вы по окончанию фестиваля на следующий день не начали готовить следующий, вы опоздали ровно на один день».

Сейчас руководство области – глава облгосадминистрации Валерий Коровий и те, кто был причастен к этому делу, обсуждают следующий фестиваль. Уже подготовлен проект распоряжения на проведение OPERAFEST TULCHYN-2018, готовятся все документы для того, чтобы тщательно подготовить территорию, а на реконструкцию Дворца Потоцких уже выделены первые деньги… Также нам уже поступило предложение отработать репертуар следующего фестиваля. Это значит, что второй фестиваль однозначно будет!

OPERAFEST TULCHYN уже «прогремел» на всю Украину. На следующий фестиваль, наверняка, подтянутся не только гости со всей Украины, но и иностранцы, потому что посмотреть мировые хиты в Европе тоже не так просто: это либо дорого, либо их показывают в таких местах, куда не все могут добраться.

П.Т. – Согласен. Бывает дешевле в Украину приехать и посмотреть – это правда. Даже на этом фестивале была представлена большая география зрителей: только в палаточном городке ночевали зрители из Киева, Полтавы, Хмельницкого, Запорожья, Каменца-Подольского. Мне сказали, что в чартерных автобусах слышали немецкую речь… Но для того, чтобы более массово поехали зрители, нужно провести огромную репертуарную работу, подготовить хиты. В-общем, надо эксклюзив найти – такой, как «Танец вампиров».

– А есть уже заготовки?

П.Т. – (хитро прищуриваясь) Есть. Вот сейчас нужно написать благодарственное письмо мистеру Холлендеру, сообщить, что все прошло хорошо. Отчитаться обязательно перед владельцами авторского права, как мы показали «Танец вампиров» в Украине… А на следующий год надеемся привезти в Украину еще один мюзикл из числа мировых шедевров.

– Фактически та территория, которая была задействована, не была рассчитана на такое количество людей. Она уже в первый фестивальный день была забита под завязку. Если дальше дело пойдет с таким размахом, то территории Дворца Потоцких может быть мало…

П.Т.Давайте «попробуем посмотреть», как говорят в Одессе, куда это будет двигаться. Все, конечно, может быть. Возможно, в какой-то момент, например, к OPERAFEST TULCHYN-2019, мы придем к тому, что будем делать места в партере только по билетам. Какие-то новые зоны организуем, например, возле сцены за столиком с бокалом шампанского и официантами… Но это все впереди… Надеюсь, на OPERAFEST TULCHYN-2018 этой территории пока хватит. Даже если будет в два раза больше людей.

– Фестиваль проходит несколько дней и он поднимает вопрос с жильем и досугом. Для гостей будут еще какие-то программы и мероприятия в рамках фестиваля, кроме самой оперы?

И.Ф. С куратором нашей визуальной программы, художником и главой «Лаборатории актуального творчества» Александром Никитюком мы хотим продолжить развивать тему графических инсталляций. Потому что для openair оперного проекта визуальная часть необходима. Все художники, которые приезжали на фестиваль, готовы углублять, расширять, и еще более креативно подходить к данному вопросу. Наверное, уже сейчас мы будем с ними говорить о том, чтобы они придумали концепцию на следующий год.

Также в этом году мы очень хорошо отработали кемпинг. Останемся работать с нашими партнерами – турклубом «Бедняжка». Они показали высочайшую культуру организации и обслуживания туристов, а это очень важно на таких мероприятиях.

С уличной едой тоже будем совершенствовать сотрудничество. За время проведения первого фестиваля, по их отчетам, гости съели 800 килограмм шашлыка. Естественно, нужно расширять эту кейтеринговую зону за счет посадочных мест. В этот раз мы поставили 1000 посадочных мест, но этого не хватает, явно нужно увеличивать.

Нужно что-то придумать и с теневыми зонами − днем на территории очень печет солнце… Словом, думать, есть над чем.


– А почему сами стены Дворца не были задействованы? Тот же театр теней с проекцией на стену?

П.Т. Это шикарная идея, мы ее на следующий год постараемся реализовать. Сейчас времени просто не хватило. Для того чтобы творчески работать над любым проектом, даже ту же сцену нужной мощности заказать, необходимо все-таки иметь для нее готовую инфраструктуру. Понимать, что реально воплотить, а что – нет. У нас же все шло параллельно. Аврал был невероятный – освещение территории закончили делать только к 27 маю. И местные, и областные власти, все службы, которые принимали в этом участие, на самом деле совершили подвиг.

– Я видел очень восторженную реакцию Валерия Коровия в перерыве между постановками. Что он вам сказал после окончания фестиваля?

П.Т.Валерий Викторович сказал: «Браво!» Он сильно волновался, как любой нормальный человек. Тем более что проект получил такую резонансную огласку в Украине. Я знаю, что очень многие его спрашивали об этом проекте, много известных и влиятельных людей приехали из Киева на фестиваль.

И.Ф. Мы много говорили с ним о культурной экономике. О том, что такие депрессивные территории должна двигать именно культура. И я вижу и ощущаю в этом его понимание и поддержку. Мне радостно, что первое такое событие произошло именно в Винницкой области.

Как правило, когда мы говорим о культуре, все руководители задаются вопросом: мол, мы ж все делаем, что не так? Вот у нас День независимости проходит, самодеятельность постоянно выступает и тому подобное. Я всегда подчеркиваю, что можно делать тысячи праздников, но при этом у вас должен быть хотя бы один профессиональный культурный продукт, на который поедет турист. Вариться в собственном соку – это одно, а для того, чтобы это дало экономический толчок, должно быть событие совершенно иного уровня и масштаба. Такое, на которое приедут хотя бы из ближайшей местности.

– Вас еще не приглашали в другие регионы реализовать подобные проекты?

И.Ф.(улыбается) Приглашают. Предложений много. Но, думаю, нельзя размениваться на огромное количество частей, нужно доводить до ума уже начатый проект. Попробуем закрепить и развить успех, который получили в Тульчине. Важно подготовить второй фестиваль. Мы работаем над его программой, параллельно думаем, как улучшить инфраструктуру, подтянуть туристов и подготовить город, чтобы он мог достойно принять зрителей как из Украины, так и иностранных.

– Может, на следующий год мы увидим какие-то новые отели в Тульчине?

И.Ф.Сомневаюсь. Хотя с точки зрения бизнеса это имело бы смысл…При подготовке этого фестиваля мы видели на стадии готовности несколько отелей в Тульчине прекрасного качества, на уровне. Может, они успеют открыть их к следующему фестивалю. Но при этом, повторюсь, нам очень понравились палатки. Палаточный городок мы обязательно будем расширять…

Конечно, на таких фестивалях должны быть и VIP-отели, и хостелы, и палаточные городки. Чтобы был выбор на разный уровень кошелька.

Кроме того, благодаря чартерной программе мы привезли на фестиваль огромное количество людей. Мало кто верил в эту программу, было очень трудно работать с перевозчиками и найти того, кто просто поверит, что это может быть востребовано, и он не уйдет в минус по затратам, а хотя бы в ноль выйдет. В результате автобусов не хватало в последний день, были списки ожидания.

Все эти процессы во время фестиваля стали актуальными и, вполне возможно, что все вложения в проведение OPERAFEST TULCHYN косвенно возвратятся в виде налогов в бюджет, в виде того, что люди активнее будут пользоваться местными услугами. В Тульчине, кстати, снять домик во время фестиваля было нереально! Запросили с нас 6000 гривен за сутки – и невозможно было найти.

Как все будет дальше – поживем, увидим…